МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ПОЛЕТОВ

9.1. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ, ПОБУЖДАЮЩИЕ ЧЕЛОВЕКА К НЕОПРАВДАННОМУ РИСКУ

Расследование и анализ отрицательных факторов показывает, что значительный процент авиационных и чрезвычайных происшествий, инцидентов и повреж­дений ВС на земле, связан с личностным фактором. Особая роль в профилактике отрицательных факто­ров отводится вопросам укрепления дисциплины авиаработников.

Под нарушением дисциплины летным составом сле­дует понимать нарушение порядка и правил, уста­новленных законодательством СССР, приказов, по­становлений, инструкций и других нормативных ак­тов Министерства гражданской авиации, регламенти­рующих летную работу. Основными причинами, по­буждающими человека, а в рассматриваемом случае пилота, к неблагоразумным действиям, являются: стремление к престижу или самоутверждению; пере­оценка своих сил и возможностей; легкомысленное, поверхностное подражание литературным или кино­героям, идущим на неоправданный риск и сомнитель­ный героизм; желание любой ценой выполнять зада­ния или план работы; равнодушие и безответствен­ность, побуждающие быстрее избавиться от заданной работы; усталость или скрываемая болезнь, снижаю­щие самоконтроль и работоспособность; страх или неуверенность в своих силах, парализующих волю и снижающих функциональную эффективность члена экипажа; стремление скрыть ранее допущенные на­рушения.

Стремление к престижу или самоутверждению, проявляемое в ненормальных, а порой извращенных формах, наиболее характерно для отдельной части молодежной возрастной группы авиационных специа­листов. Так, молодой пилот, получивший определен­ные теоретические знания и практические навыки, но имеющий низкий уровень дисциплины и недоосмыс — ленное понимание основного закона летной деятель­ности, — «Дисциплина — это безопасность, жизнь и здоровье пассажиров, членов экипажа и сохранность авиационной техники» — способен ради самоутверж­дения или завоевания «престижа» в кругу своих то­варищей, допустить воздушное хулиганство или недо­пустимую эволюцию ВС в воздухе. Подобные прояв­ления недисциплинированности, как правило, приво­дят к АП и очень часто тяжелым.

Подражание литературным персонажам или кино­героям, идущим на неоправданный риск и сомнитель­ный героизм, в групповом экипаже практически мало­вероятно, хотя и не исключено, но на ВС, пилоти­руемых одним пилотом, представляет опасность.

Нарушение требований документов, регламенти­рующих летную работу и мотивированных стремле­нием выполнить план работ или конкретное полетное задание любой ценой, объясняется ложным понима­нием гражданского и профессионального долга, не­достаточным профессиональным опытом и низким уровнем способности командира экипажа ВС, (нило­та) , самостоятельно принимать грамотные решения.

Случаи нарушения полетных правил, требований, наставлений и руководства по летной эксплуатации ВС, допущенные в полете и скрываемые экипажем, являются злостным дисциплинарным проступком. Опасность подобных проступков выражается в том, что они: создают реальную угрозу безопасности по­лета сменного экипажа на ВС, имеющим скрытые повреждения; создают условия для повторных нару­шений; развивают порочную практику «круговой поруки» в экипаже и разлагающе действуют на эки­паж. К указанным дисциплинарным проступкам от­носятся случаи нечестности или умышленно иска­женной оценки действий членов экипажа, проявляе­мые на послеполетных разборах.

На безопасность полета в определенной мере влияют и такие факторы, как равнодушие и неразви — тое чувство ответственности членов экипажа, побуле — дающие быстрее избавиться от заданной работы, что как правило, связано с нарушениями полетных пра­вил (спрямление маршрутов, нарушение установлен­ных схем захода, входных и выходных коридоров и т. д.).

Переутомление или скрываемая болезнь, как и страх или неуверенность в своих силах, являются скрытыми и, тем более опасными факторами угрозы безопасности полета. Они проявляются, как правило, в экстремальных ситуациях, снижая функциональную эффективность экипалса и, как следствие этого, уро­вень надежности системы «Э — ВС» и безопасности полетов.