МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ПОЛЕТОВ
9.1. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ, ПОБУЖДАЮЩИЕ ЧЕЛОВЕКА К НЕОПРАВДАННОМУ РИСКУ
Расследование и анализ отрицательных факторов показывает, что значительный процент авиационных и чрезвычайных происшествий, инцидентов и повреждений ВС на земле, связан с личностным фактором. Особая роль в профилактике отрицательных факторов отводится вопросам укрепления дисциплины авиаработников.
Под нарушением дисциплины летным составом следует понимать нарушение порядка и правил, установленных законодательством СССР, приказов, постановлений, инструкций и других нормативных актов Министерства гражданской авиации, регламентирующих летную работу. Основными причинами, побуждающими человека, а в рассматриваемом случае пилота, к неблагоразумным действиям, являются: стремление к престижу или самоутверждению; переоценка своих сил и возможностей; легкомысленное, поверхностное подражание литературным или киногероям, идущим на неоправданный риск и сомнительный героизм; желание любой ценой выполнять задания или план работы; равнодушие и безответственность, побуждающие быстрее избавиться от заданной работы; усталость или скрываемая болезнь, снижающие самоконтроль и работоспособность; страх или неуверенность в своих силах, парализующих волю и снижающих функциональную эффективность члена экипажа; стремление скрыть ранее допущенные нарушения.
Стремление к престижу или самоутверждению, проявляемое в ненормальных, а порой извращенных формах, наиболее характерно для отдельной части молодежной возрастной группы авиационных специалистов. Так, молодой пилот, получивший определенные теоретические знания и практические навыки, но имеющий низкий уровень дисциплины и недоосмыс — ленное понимание основного закона летной деятельности, — «Дисциплина — это безопасность, жизнь и здоровье пассажиров, членов экипажа и сохранность авиационной техники» — способен ради самоутверждения или завоевания «престижа» в кругу своих товарищей, допустить воздушное хулиганство или недопустимую эволюцию ВС в воздухе. Подобные проявления недисциплинированности, как правило, приводят к АП и очень часто тяжелым.
Подражание литературным персонажам или киногероям, идущим на неоправданный риск и сомнительный героизм, в групповом экипаже практически маловероятно, хотя и не исключено, но на ВС, пилотируемых одним пилотом, представляет опасность.
Нарушение требований документов, регламентирующих летную работу и мотивированных стремлением выполнить план работ или конкретное полетное задание любой ценой, объясняется ложным пониманием гражданского и профессионального долга, недостаточным профессиональным опытом и низким уровнем способности командира экипажа ВС, (нилота) , самостоятельно принимать грамотные решения.
Случаи нарушения полетных правил, требований, наставлений и руководства по летной эксплуатации ВС, допущенные в полете и скрываемые экипажем, являются злостным дисциплинарным проступком. Опасность подобных проступков выражается в том, что они: создают реальную угрозу безопасности полета сменного экипажа на ВС, имеющим скрытые повреждения; создают условия для повторных нарушений; развивают порочную практику «круговой поруки» в экипаже и разлагающе действуют на экипаж. К указанным дисциплинарным проступкам относятся случаи нечестности или умышленно искаженной оценки действий членов экипажа, проявляемые на послеполетных разборах.
На безопасность полета в определенной мере влияют и такие факторы, как равнодушие и неразви — тое чувство ответственности членов экипажа, побуле — дающие быстрее избавиться от заданной работы, что как правило, связано с нарушениями полетных правил (спрямление маршрутов, нарушение установленных схем захода, входных и выходных коридоров и т. д.).
Переутомление или скрываемая болезнь, как и страх или неуверенность в своих силах, являются скрытыми и, тем более опасными факторами угрозы безопасности полета. Они проявляются, как правило, в экстремальных ситуациях, снижая функциональную эффективность экипалса и, как следствие этого, уровень надежности системы «Э — ВС» и безопасности полетов.